I. Общие положения
1.1. Настоящий документ устанавливает назначение, принципы,
структуру и правила Системы добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности .
1.2. Система образована Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Академия ГПС МЧС России).
Адрес Академии ГПС МЧС России:
129336, Москва, ул. Б. Галушкина, д. 4.
1.3. Система разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 г. № 5151-1 с изменениями и дополнениями (от 27.12.95 г. № 211-ФЗ; от 02.03.98 г. № 30-ФЗ; от 31.07.98 г. № 154-ФЗ); Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 27.06.2000 г. № 2284; Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 05.08.97 г. № 17, зарегистрированными в Минюсте России 03.04.98 г. № 1502; Правилами проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 22.04.99 г. № 18, зарегистрированными в Минюсте России 01.06.99 г. № 1795 и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
1.4. Настоящий документ устанавливает:
— цели Системы;
— область распространения Системы;
— объекты, сертифицируемые в Системе;
— нормативную базу Системы;
— организационную структуру Системы и функции ее участников;
— правила проведения работ по сертификации в Системе;
— формы сертификатов соответствия (по сертификации услуги (работы) в области пожарной безопасности и по сертификации системы менеджмента качества), применяемых в Системе;
— порядок рассмотрения апелляций;
— порядок оплаты работ в Системе;
— обеспечение конфиденциальности информации;
— язык, используемый в Системе;
— правила применения знака соответствия.
1.5. Система вправе взаимодействовать с международными, региональными и национальными системами других стран по вопросам
подтверждения соответствия, включая признание сертификатов и знаков соответствия на основе соглашений с организациями.
1.6. Система является открытой для участия в ней предприятий, оказывающих услуги (работы) в области пожарной безопасности различных организационно-правовых форм, признающих и выполняющих ее правила.
1.7. Система предусматривает свободный доступ для исполнителей и потребителей услуг, общественных организаций, а также всех
других заинтересованных организаций, предприятий и отдельных лиц к информации о деятельности в Системе, о ее правилах, участниках и
результатах сертификации.
1.8. Объективность и достоверность сертификации в Системе
обеспечивается аттестацией экспертов Системы в порядке, установленном в Системе сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности.
1.9. Система имеет собственные формы сертификатов соответствия услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности, знака соответствия и других документов, необходимых для проведения сертификации.
II. Термины и определения
В настоящем документе применяются понятия, термины и определения, установленные в законах Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», Федерального закона «О пожарной безопасности», Правил по проведению сертификации в Российской Федерации, Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации, ГОСТ Р ИСО 9000-2001.
III. Основные цели
3.1. Система преследует следующие основные цели:
— повышение качества выполняемых услуг (работ);
— обеспечение потребителя достоверной информацией об уровне выполняемых услуг (работ), обслуживания и ассортименте предлагаемых услуг (работ);
— дифференциацию выполняемых услуг (работ) в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг (работ);
— оказание помощи потребителю в компетентном выборе исполнителя услуг (работ);
— обеспечение потребителю гарантий, что услуги (работы) в области пожарной безопасности соответствуют требованиям, установленные в нормативных документах, принятых в данной Системе;
— повышение конкурентоспособности предприятий, организаций, осуществляющие услуги (работы) в области пожарной безопасности;
— содействие развитию пожарной охраны за счет
укрепления доверия российских и иностранных потребителей к результатам сертификации услуг (работ) в области пожарной безопасности и соответственно увеличению доходной части пожарной охраны России.
IV. Область распространения Системы и объекты, сертифицируемые в Системе
4.1. В область распространения Системы входят работы по сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности, выполняемые организациями, предприятиями, находящимися на территории Российской Федерации.
4.2. Конкретный перечень услуг в области пожарной безопасности, подлежащих добровольной сертификации в области пожарной безопасности, с указанием кодов по «Общероссийскому классификатору услуг населению» ОК – 002 - 93 (ОКУН) и «Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг» ОК – 004 -93 (ОКДП) приведен в Приложении 1.
Перечень услуг может уточняться и расширяться после проведения соответствующих корректирующих мероприятий и регистрации Госстандартом соответствующих изменений в Реестре.
4.3. При проведении сертификации должны проверяться характеристики услуг (работ) в области пожарной безопасности, позволяющие оценить их соответствие определенным требованиям, установленным в нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация.
V. Нормативная база Системы
5.1. Требования к нормативным документам, на соответствие которым проводится сертификация.
5.1.1. Нормативные документы, применяемые при сертификации, должны содержать требования к качеству и безопасности услуг (работ), а также методы их оценки, проверки, испытаний, контроля.
5.1.2. При сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества следует применять официальные издания нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
5.1.3. Требования в нормативных документах, применяемых при сертификации, должны иметь четкие формулировки, обеспечивающие точное и однозначное их толкование.
5.1.4. В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация услуг (работ), должны быть установлены и однозначно указаны требования к услуге (работе), условиям обслуживания и методы испытаний (проверок), позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия услуги (работы) этим требованиям и ее идентификации, требования к информации о сертификации, указываемой в сопроводительных документах.
5.1.5. Положения нормативных документов должны быть сформулированы четко, обеспечивая их точное и единообразное толкование. Размерность и количественные значения характеристик должны быть заданы таким образом, чтобы имелась возможность для их воспроизводимого определения с заданной или известной точностью при испытаниях.
5.1.6. Содержание и изложение этих сведений должны позволять различным лабораториям получать сопоставимые результаты. Должна быть указана последовательность проведения испытаний, если эта последовательность влияет на результаты испытаний.
5.1.7. Требования, устанавливаемые в нормативных документах для сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества должны основываться на международных стандартах, правилах и нормах прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия обслуживания, условия и режимы труда и не нарушать положений, установленных актами законодательства Российской Федерации.
5.1.8. Требования нормативных документов к маркировке должны обеспечить идентификацию услуг (работ), а также содержать указания об условиях применения, месте и способе нанесения знака соответствия.
5.2. Нормативную базу Системы составляют документы, устанавливающие:
— требования, на соответствие которым проводится сертификация (по п.5.3);
— требования к деятельности структурных подразделений Системы (по п.5.4);
— требования к организации работ по сертификации услуг (работ) в области пожарной безопасности (по п.5.5);
— требования к персоналу, осуществляющему сертификацию в
Системе по п. 5.6).
5.3. Требования, на соответствие которым проводится сертификация, установлены в следующих документах:
• государственные стандарты Российской Федерации;
• правила пожарной безопасности в Российской Федерации;
• строительные нормы и правила;
• нормативные документы, регламентирующие характеристики услуг, подтверждаемых при сертификации и другие документы (в том числе заявителя);
• семейство международных стандартов ИСО 9000.
Наименование документов приведены в перечне в Приложении 1.
5.4. Требования к деятельности структурных подразделений Системы установлены в документах Руководство ИСО/МЭК 65, ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 «Общие требования к органам по сертификации продукции», ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», а также в документах, принятых и утвержденных в Системе.
5.5. Общие требования к организации работ по сертификации установлены в документе «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта России от 05.08э1997 года № 17), «Правила сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности» (утверждены приказом ГУГПС МВД России от 28.03 1996 года № 10), а также в документах, принятых и утвержденных в Системе.
Порядок проведения работ по добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности установлен в разделе 7.
При сертификации услуг в Системе заявитель вправе самостоятельно установить (выбрать) показатели, подтверждаемые при сертификации. В случае необходимости, заявитель может определить дополнительные требования и документы, на соответствие которым будет проведена сертификация, на условиях договора между ним и органом по сертификации.
5.6. Требования к персоналу и экспертам, осуществляющим сертификацию в Системе.
Требования к персоналу в Системе регулируются должностными инструкциями персонала.
Специфичные требования к экспертам, испытателям и консультантам Системы установлены в документах, принятых и утвержденных в Системе.
VI. Организационная структура Системы и функции ее участников
6.1. Организационную структуру Системы образуют (Приложение 2):
• Руководящий орган;
• Координационный совет;
• Органы по сертификации (ОС);
• Испытательные лаборатории (ИЛ);
• Комиссия по апелляциям;
6.2. Координационный совет формируется из:
- представителей ГУГПС МЧС России, включая:
заместителя начальника ГУГПС МЧС России (председатель Координационного совета);
начальника отдела лицензирования и сертификации ГУГПС МЧС России (заместитель председателя Координационного совета);
- представителей руководящего органа Системы добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности .
- представителей ведущих институтов МЧС России.
6.3. Координационный совет:
• принимает принципиальные решения о развитии Системы;
• осуществляет общее методическое руководство в Системе;
разрабатывает и утверждает основополагающие и нормативно-методические документы Системы;
• формирует политику в области сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества и аттестации экспертов;
• рассматривает и рекомендует к утверждению основополагающие документы Системы;
• рассматривает правила аккредитации и требования к участникам Системы;
• координирует деятельность участников Системы.
6.4. Руководящим органом Системы является Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Академия ГПС МЧС России) на основании договора с ГУГПС МЧС России.
6.5. Руководящий орган Системы:
• организует работу по ведению реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в Систему, и ведет учет выданных, отмененных (аннулированных) сертификатов соответствия услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности, разрешений на использование знака соответствия и представляет необходимую информацию в ГУГПС МЧС России;
• в установленном порядке заключает соглашения с федеральными органами исполнительной власти, международными, региональными и национальными организациями о взаимном признании результатов сертификации;
• обеспечивает информацией об участниках и объектах сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности, а также о правилах Системы;
• опубликовывает официальную информацию о правилах и результатах сертификации, знаках соответствия, участниках Системы;
• в установленном порядке взаимодействует с территориальными органами управления и подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России;
• организует изготовление бланков аттестатов аккредитации и сертификатов;
• ведет учет выданных сертификатов и предоставляет органам по сертификации бланки сертификатов в установленном в Системе порядке;
• разрабатывает и утверждает нормативные и методические документы Системы, формирует и ведет фонд этих документов;
• аккредитует органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и уполномочивает их на право проведения работ в Системе;
• устанавливает порядок оплаты работ по сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности;
• готовит предложения по совершенствованию Системы;
• оказывает методическую помощь организациям Системы на договорной основе, выполняет информационное обслуживание заявителей и держателей сертификатов;
• принимает участие в подготовке и аттестации экспертов Системы, обеспечивает повышение их профессионального мастерства и контролирует их деятельность;
• взаимодействует с Координационным советом и Комиссией по апелляциям.
6.6. В структуре РО Системы создается орган по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).
•Орган по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров):
• проводит оценку соответствия организаций (претендующих на аккредитацию в качестве органа по сертификации и испытательной лаборатории) установленным требованиям в Системе и предоставляет результаты оценки в РО Системы;
• осуществляет инспекционный контроль за деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и экспертов;
• организует проведение сличительных межлабораторных испытаний при инспекционном контроле за деятельностью испытательных лабораторий (центров) и осуществляет анализ полученных результатов.
6.7. Органами по сертификации являются органы, аккредитованные на право проведения работ в Системе в порядке, установленном в Системе.
Орган по сертификации:
— принимает заявки на сертификацию, сертифицирует услуги (работы), системы менеджмента качества в области пожарной безопасности, выдает сертификаты и разрешения на применение знака соответствия Системы;
— осуществляет инспекционный контроль сертифицированных услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности;
— приостанавливает или отменяет действие выданных сертификатов;
— привлекает к работе по добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности соответствующих экспертов в порядке, установленном Руководящим органом Системы;
— взаимодействует с Комиссией по апелляциям в части методических вопросов;
— соблюдает условия, предусмотренные договором на проведение работ;
— выполняет информационное обслуживание экспертов, заявителей и держателей сертификатов;
— организует работу по рекламе и распространению положи тельного опыта работы по сертификации в Системе;
— ведет учет выданных сертификатов и предоставляет экспертам бланки сертификатов в установленном порядке;
— осуществляет сбор и анализ информации по вопросам сертификации;
— осуществляет пропаганду и распространение научно-технических знаний в области сертификации услуг;
— готовит предложения по разработке и совершенствованию нормативных и организационно-методических документов Системы для РО Системы и Координационного совета;
— разрабатывает (организует разработку) нормативные и методические документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация в Системе, обеспечивает соответствие этих документов международным нормам и правилам, формирует и ведет фонд нормативных и организационно-методических документов;
— взаимодействует с другими органами по сертификации;
— проводит экспертизу материалов по поручению Комиссии по апелляциям.
6.8. Испытательными лабораториями являются испытательные лаборатории, аккредитованные на право проведения работ в Системе в порядке, установленном в Системе.
Испытательная лаборатория:
• разрабатывает программы испытаний и участвует в разработке методик испытаний и представляет их для аттестации в установленном порядке;
• рассматривает полученную от изготовителя техническую документацию и проводит экспертизу объектов испытаний на соответствие этой документации;
• проводит сертификационные испытания в соответствии с областью аккредитации;
• оформляет и направляет в орган по сертификации официальные протоколы (отчеты) по результатам сертификационных испытаний;
• проводит испытания в рамках инспекционного контроля за сертифицированной услугой;
• дает предложения в РО Системы по совершенствованию форм и методов сертификационных испытаний;
• по поручению органа по сертификации проводит испытания и участвует в проверке условий производства или процесса оказания услуги.
6.9. Для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий, экспертов и заявителей по вопросам сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов и разрешений и по другим вопросам при Координационном совете Системы формируется апелляционная комиссия, действующая в соответствии с утвержденным положением о комиссии.
6.10. Комиссия по апелляциям осуществляет следующие функции:
• принимает и рассматривает апелляции по вопросам сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности;
• направляет информацию по принятым решениям лицам, подавшим апелляции, а также в органы ГПС МЧС России;
• осуществляет контроль за выполнением решений и доведением их до сведения лицам, подавшим апелляции, в установленные сроки.
6.11. Комиссия по апелляциям функционирует по мере необходимости и формируется Координационным советом из независимых экспертов. При необходимости комиссия может привлекать к своей работе экспертов и представителей других организаций.
6.12. Апелляции по вопросам, связанным с сертификацией, рассматриваются в порядке, установленном в Системе сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности (как указано в разделе 11).
6.13. К проведению работ по добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности привлекаются соответствующие эксперты.
Решение о привлечении экспертов к проведению работ по добровольной сертификации принимается Руководящим органом Системы с учетом требований, изложенных в документах, принятых и утвержденных в Системе.
Требования к экспертам Системы изложены в отдельном документе, принятом и утвержденном в Системе.
6.14. Эксперты:
• проводят оценку услуг (работ) в области пожарной безопасности; документируют результаты оценки и готовят предложения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
• проводят работы в рамках инспекционного контроля за сертифицированными услугами (работами), СМК в области пожарной безопасности в установленном Системой порядке;
• обеспечивают сохранность документов, имеющих отношение к сертификации;
• обеспечивают конфиденциальность информации, полученной в ходе сертификации.
6.15. Заявители и держатели сертификатов:
• выбирают форму и схему сертификации, предусмотренные нормативными документами для определенных видов услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности;
• обращаются для сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на услугу (работу), систему менеджмента качества, которую заявитель намеревается сертифицировать;
• предоставляют органу по сертификации достоверные доказательства выполнения требований нормативных документов Системы;
• по требованию органа по сертификации представляют необходимую информацию о состоянии объекта сертификации;
• обеспечивают соответствие услуги (работы), системы менеджмента качества в области пожарной безопасности требованиям нормативных документов;
• информируют орган по сертификации о всех изменениях (в структурной схеме, юридическом статусе, технологии выполнения услуги (работы) и др.), влияющих на параметры услуги (работы) и произошедших после получения сертификата;
• осуществляют корректирующие действия по результатам сертификационных проверок и инспекционного контроля;
• обращаются в РО Системы с жалобами на неправомерные действия аккредитованных в Системе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), экспертов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• указывают в сопроводительной технической документации и при маркировке услуги (работы), системы менеджмента качества сведения о сертификатах;
• своевременно оплачивают все расходы, связанные с проведением сертификации и инспекционного контроля за сертифицированными объектами, независимо от их результатов;
• осуществляют маркирование сертифицированных в Системе объектов на основании разрешения на применения знака.
VII. Порядок проведения работ по сертификации
7.1. Добровольная сертификация услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности проводится в соответствии с Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации, по схемам, приведенным в приложении 8.
7.2. Добровольная сертификация услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности включает следующие этапы:
— подачу заявки на сертификацию;
— подготовительные работы (подготовка к сертификации), включая принятие решения по заявке;
— проведение оценки услуги (работы), системы менеджмента качества в области пожарной безопасности;
— принятие решения о выдаче сертификата;
— выдачу сертификата и разрешения на применение знака соответствия или принятие решения об отказе в выдаче сертификата;
— инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами), системами менеджмента качества в области пожарной безопасности.
7.2.1. Заявитель оформляет заявку на сертификацию услуг (работ) по форме (приложение 3), заявку на сертификацию системы менеджмента качества по форме (приложение 4), заполняет анкету-вопросник (при необходимости) для определения объемов работ по сертификации и направляет документы в Орган по добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности.
При наличии на сертифицируемом предприятии (организации) филиалов, сертификации подлежат услуги (работы), оказываемые (выполняемые) каждым филиалом.
7.2.2. Получив заявку и заполненную анкету-вопросник (оформленную в соответствии с документом Системы «Формы основных документов, применяемых в Системе»), орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации услуги (работы).
Орган по сертификации при рассмотрении заявки на сертификацию выполняет следующие функции:
• проводит предварительное ознакомление с предприятием и составляет заключение о его готовности к сертификации;
• определяет схему сертификации (рекомендуемые схемы сертификации для конкретной услуги (работы) указаны в приложении 8);
• уточняет наименования услуг (работ) и их характеристики, подлежащие проверке;
• запрашивает у заявителя, при необходимости, дополнительные сведения, позволяющие определить стабильность качества услуг, в том числе: заключения Минздрава России, Госпожнадзора и других органов контроля и надзора.
• принимает решения по заявке;
• готовит проект договора на выполнение работ по сертификации.
7.2.3. По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке. Решение по заявке утверждается руководителем Органа по сертификации, подписывается экспертом ОС и направляется заявителю. Срок принятия решения по заявке — не более месяца со дня ее получения Органом по сертификации.
Информация о принятом решении доводится до контрагентов (при их наличии) для оформления договорных отношений.
7.2.4. Если решение по заявке принимается отрицательное, то орган по сертификации аргументировано сообщает заявителю (в письменном виде) о невозможности проведения сертификации.
Причинами отказа в проведении работ по сертификации могут быть:
• отрицательные результаты предварительного анализа заполненной анкеты-вопросника;
• наличие официальной информации от областных и городских органов: Госпожнадзора, Госсанэпиднадзора, Госэнергонадзора о несоответствии санитарным правилам и нормам, нормам пожарной и электробезопасности и другим явным причинам неподготовленности предприятия к сертификации.
7.2.5. При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю решение, оформленное в соответствии с документом Системы «Формы основных документов, применяемых в Системе».
7.2.6. Одновременно с положительным решением по заявке орган по сертификации направляет заявителю проект договора (по типовой форме) на проведение сертификации, включая взаимные обязательства по проведению инспекционного контроля за сертифицированными услугами и системами менеджмента качества. К договору также прилагаются (при необходимости) календарный план работ по этапам, расчет стоимости выполнения работ.
7.2.7. Работа органа по сертификации по рассмотрению заявки включается в договор. После получения от заявителя подписанного договора и оплаты заявителем услуг (работ) по договору орган по сертификации приступает к сертификации.
7.3. Проведение проверок и испытаний при сертификации.
7.3.1. Проведение проверок при сертификации услуг (работ).
7.3.1.1.Сертификационные проверки проводятся для удостоверения соответствия сертифицируемых услуг (работ) требованиям нормативных и законодательных документов, а также на соответствие показателям, дополнительно заявленным исполнителем услуги (работы).
7.3.1.2. Сертификационные проверки услуг (работ) выполняются комиссией органа по сертификации, в состав которой включаются эксперты и специалисты-консультанты (при необходимости).
7.3.1.3. Порядок проведения сертификационных проверок и испытаний определяется схемами сертификации.
7.3.1.4. Сертификационные проверки и испытания проводятся по утвержденным программам. Сертификационные проверки оформляются актами, протоколами испытаний.
7.3.1.5. По результатам анализа, актов сертификационных проверок и протоколов испытаний орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата.
7.3.2. Проведение проверок при сертификации Систем менеджмента качества (СМК).
7.3.2.1. Проверка СМК проводится с целью определения степени ее проработанности, оформленности, внедрения и эффективности функционирования и соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
7.3.2.2. Проверка проводится на основании предварительно разработанной комиссией экспертов органа по сертификации программой.
7.3.2.3. Проведению проверки предшествует предварительное совещание с представителями руководства предприятия-заявителя. Целями совещания являются:
• анализ программы проверки;
• подтверждение наличия каналов обмена информацией;
• обеспечение возможности для предприятия-заявителя задавать вопросы.
7.3.2.4. Сбор и проверка информации.
При проведении проверки комиссия экспертов осуществляет сбор информации, характеризующей СМК предприятия, в объеме, предусмотренном программой проверки. Сбор информации может осуществляться путем опроса, наблюдения за деятельностью, анализа документов. Собранные данные должны фиксироваться и документально подтверждаться.
7.3.2.5. Собранные данные должны быть оценены по критериям ИСО 9001, чтобы получить результаты проверки. Должен быть подведен итог соответствиям полученных данных с указанием подразделений, функций, процессов или требований, которые были проверены.
Несоответствия и их свидетельства должны записываться. Они должны анализироваться соответствующими представителями предприятия-заявителя.
7.3.2.6. Подготовка заключения по результатам проверки.
Комиссия экспертов до заключительного совещания должна осуществить следующее:
• провести анализ наблюдений проверки или другой соответствующей информации, собранной во время проверки;
• согласовать заключение по результатам проверки с учетом элемента неопределенности при проверке;
• подготовить рекомендации, если это предусмотрено программой;
• обсудить последующие проверки в случае необходимости.
7.3.2.7. Проведение заключительного совещания.
Цель заключительного совещания - представить наблюдения и заключение по проверке таким образом, чтобы они были поняты и признаны предприятием-заявителем и было дано согласие с его стороны на проведение корректирующих мероприятий, в случае необходимости, в определенные сроки. Участники заключительного совещания должны представлять предприятие-заявителя и органа по сертификации.
Любые разногласия по наблюдениям и заключению между комиссией экспертов и предприятием-заявителем должны быть обсуждены и, при возможности, разрешены. Если нет единого мнения, они должны быть зарегистрированы.
7.3.2.8. По результатам проведенной работы комиссией экспертов составляется акт, в котором содержится заключение о возможности (невозможности) выдачи предприятию-заявителю сертификата соответствия на СМК и разрешения на право применения знака соответствия.
7.3.2.9. При формировании комиссии экспертов, проведении сертификационных проверок, составлении акта комиссии экспертов и т.д. руководствуются Положениями ИСО/ПМС 19011:2002.
7.4. Оформление результатов сертификации.
При положительных результатах орган по сертификации на основании акта сертификационных проверок, протокола испытаний оформляет сертификат соответствия (Приложения 5 и 6) и выдает заявителю.
Правила заполнения бланка сертификата соответствия приведены в документе Системы «Формы основных документов, применяемых в Системе».
Сертификат соответствия вступает в силу с момента его регистрации в реестре РО Системы.
Срок действия сертификата соответствия устанавливается органом по сертификации, но не более чем на три года. Выдача сертификата соответствия сопровождается выдачей разрешения на применение знака соответствия (Приложения 7).
При отрицательных результатах орган по сертификации направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата, форма которого оформляется в соответствии с документом Системы «Формы основных документов, применяемых в Системе».
Основанием для отказа в выдаче сертификата является отсутствие положительного результата сертификационных проверок и (или) испытаний, а также отказ исполнителя услуги (работы) от оплаты процедур сертификации.
При повторном обращении заявителя используется тот же порядок сертификации услуг (работ), СМК в области пожарной безопасности.
7.5. Орган по сертификации на основании договора с держателем сертификата (исполнителем услуг) представляет ему право на применение знака соответствия.
7.6. Держатели сертификатов соответствия Системы применяют знак соответствия Системы, установленный в "Положении о знаке соответствия Системы добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности".
7.7. Знак соответствия используется в рекламных целях путем простановки его на документации для потребителей (заказ-нарядах), рекламных проспектах и других материалах).
VIII. Инспекционный контроль
8.1. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами и системами менеджмента качества осуществляет орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия.
Порядок проведения инспекционного контроля осуществляется в соответствии с принятой при сертификации схемой сертификации.
8.2. Инспекционный контроль проводится двух видов - плановый и внеплановый.
Плановый контроль проводится по инициативе органа по сертификации, периодичность зависит от стабильности характеристик предоставляемых услуг, но не реже чем один раз в год.
Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях:
• сообщений официальных государственных органов (Госпожнадзора, Госкомэкологии России, Минздрава России, и др.);
• сообщений организаций общества потребителей;
• жалоб и претензий отдельных потребителей услуг;
• при существенных изменениях технологии оказания услуг;
• при существенных изменениях организационной структуры проверяемой организации, ее кадрового состава.
• при обращении Заявителя о проведении инспекционного контроля.
8.3. Целями планового инспекционного контроля являются:
• проверка устранений несоответствий, выявленных по данным предыдущих проверок, но не повлиявших на решение по выдаче (подтверждении действия) сертификата;
• подтверждение стабильности предоставляемых услуг, выполняемых работ и их соответствия требованиям нормативной документации, по которым проводилась сертификация, а для систем менеджмента качества еще и:
• оценка результативности СМК в свете достижения конкретных целей.
8.4. Инспекционный контроль содержит следующие этапы работ:
• сбор и анализ информации о сертифицированных услугах (работах), СМК в области пожарной безопасности;
• разработку и утверждение программы инспекционного контроля;
• оформление состава комиссии для проведения инспекционного контроля;
• проведение инспекционной проверки, контрольных испытаний и др. работ;
• оформление результатов инспекционного контроля;
• направление официальных актов, протоколов органу по сертификации, копии - исполнителю услуг;
• проведение экспертизы документов и принятие решения по результатам инспекционного контроля;
• информирование о принятом решении исполнителя услуг и всех участников Системы.
8.5. Для участия в инспекционной проверке при необходимости привлекаются представители общества потребителей, Госпожнадзора, Госкомэкологии России, Минздрава России, и др.
8.6. При проведении инспекционной проверки эксперты обязательно проверяют устранение несоответствий, выявленных по данным предыдущих проверок, но не повлиявших на решение о выдаче сертификата.
8.7. Проверяемая организация несет ответственность за устранение несоответствий в сроки, согласованные с комиссией.
8.8. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может:
• подтвердить действие сертификата соответствия;
• приостановить действие сертификата соответствия;
• отменить действие сертификата соответствия.
8.9. При положительных результатах инспекционного контроля Орган по сертификации подтверждает действие выданного сертификата.
Условиями для принятия решения о подтверждении действия сертификата являются:
- отсутствие значительных несоответствий требованиям нормативных документов, на соответствие которым проведена сертификация;
- отсутствие нарушений правил использования сертификата;
- устранение всех ранее выявленных несоответствий в установленные сроки.
При выявлении малозначительных несоответствий Орган по сертификации подтверждает действие сертификата после получения от заявителя письменного обязательства об устранении несоответствий в согласованный период.
Проверка фактического устранения малозначительных несоответствий может быть проведена сразу же после окончания согласованного срока (в рамках внеплановой инспекционной проверки) или «в рамках ближайшей плановой» инспекционной проверки.
8.10. При установлении в процессе инспекционного контроля нарушений соответствия услуги (работы) установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия, осуществляются корректирующие мероприятия. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации услуг (работ), СМК в области пожарной безопасности:
• может приостановить действие сертификата;
• устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
• контролирует их выполнение;
• информирует заинтересованных участников Системы о принятых решениях.
Орган по сертификации может приостановить действие сертификата соответствия в случае, если путем выполнения корректирующих мероприятий, согласованных с ним, исполнитель услуги (работы) может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных плановых проверок (испытаний) соответствие услуг нормативным документам.
Информация о приостановлении действия или отмене сертификата соответствия доводится органом, выдавшим его, до сведения Руководящего органа Системы, заявителя, а также может доводиться до сведения потребителя и других заинтересованных участников Системы.
8.11. При отрицательных результатах инспекционного контроля Орган по сертификации принимает решение об отмене действия сертификата и направляет его держателю сертификата и в РО Системы.
Условиями для принятия решения об отмене действия сертификата соответствия в случаях:
• изменения нормативной документации на услуги (работы), СМК в области пожарной безопасности;
• нарушения соответствующих требований нормативных документов на услуги (работы), на которые проводилась сертификация;
• невыполнении исполнителем корректирующих мероприятий;
• изменения организации представления услуг (работ), СМК в области пожарной безопасности;
• изменения методов контроля, испытаний (проверок), системы обеспечения качества, если указанные изменения могут вызвать несоответствие услуги (работы), СМК и условий обслуживания требованиям, контролируемым при сертификации;
• неоднократного поступления информации о несоответствии предоставляемых услуг (выполняемых работ), СМК в области пожарной безопасности требуемому уровню качества.
8.12. Отмена сертификата соответствия вступает в силу с момента исключения его из реестра Системы.
8.13. По окончании срока действия сертификата соответствия повторная сертификация проводится по правилам раздела 7 настоящего документа Системы.
8.14. При несогласии заявителя с решением сертификационной проверки он вправе подать апелляцию.
IX. Формы сертификатов соответствия, применяемых в Системе
9.1. В Системе применяют сертификаты установленного образца. Формы сертификатов приведены в Приложениях 5 и 6. Правила заполнения сертификата приведены в документе "Формы основных документов, применяемых в Системе".
9.2. Бланки сертификатов являются документами строгой отчетности и хранятся в Органе по сертификации Системы и выдаются под отчет экспертам.
X. Допуск в Систему органов по сертификации и испытательных лабораторий
10.1. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), осуществляющих добровольную сертификацию услуг (работ), СМК в области пожарной безопасности в Системе осуществляется на основе договора, заключаемого с РО Системы. Порядок проведения аккредитации в Системе органов по сертификации и испытательных лабораторий определяется РО Системы в соответствии с настоящим Положением и действующим законодательством Российской Федерации и изложен в документах, принятых и утвержденных в Системе.
10.2. Органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) могут стать организации и предприятия, заинтересованные в деятельности по сертификации услуг (работ), СМК в области пожарной безопасности, имеющие статус юридического лица и независимость настолько, чтобы их административная подчиненность и финансовое положение полностью исключили возможность коммерческого, административного или какого-либо другого воздействия на их персонал, возможного оказать влияние на результаты испытаний и сертификации со стороны заявителя или других заинтересованных сторон.
10.3. Допуск в Систему осуществляет комиссия по аккредитации, создаваемая приказом руководителя РО Системы из числа экспертов (компетентных представителей) последнего с привлечением, в случае необходимости, специалистов других подразделений Системы.
10.4. Аккредитованные органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), эксперты, а также услуги (работы), СМК в области пожарной безопасности, организационно-методические документы по добровольной сертификации в области пожарной безопасности вносятся в Реестр Системы. Порядок ведения Реестра Системы определяется РО Системы.
XI. Порядок рассмотрения апелляций
11.1. Апелляции по вопросам, связанным с сертификацией, рассматривает Комиссия по апелляциям.
11.2. Комиссию формирует Координационный совет или РО Системы из независимых экспертов и специалистов аппарата МЧС России.
Комиссия рассматривает апелляции, поданные в письменном виде.
Комиссия не рассматривает апелляции, связанные с выдачей
сертификатов, срок действия которых к моменту подачи апелляции
истек.
11.3. Комиссия выносит решение по апелляции не позднее, чем через две недели с момента ее получения. При необходимости комиссия может запрашивать от участников сертификации дополнительные материалы; в этом случае срок рассмотрения апелляции увеличивается на время, необходимое для получения запрошенных материалов.
По окончании рассмотрения материалов комиссия составляет заключение и направляет его вместе с материалами по апелляции в Орган по сертификации и заявителю.
11.4. Решение Комиссии по апелляции является обязательным к исполнению для всех участников сертификации.
11.5. При несогласии заявителя с решением Комиссии – отказ может быть обжалован в судебном порядке.
XII. Финансирование работ в Системе
12.1. Добровольная сертификация услуг (работ), СМК в области пожарной безопасности проводится на условиях договора между Заявителем и Органом по сертификации в соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».
12.2. Расходы, связанные с проведением сертификации, несут
заявители.
12.3. Условия оплаты работ определяются договором (контрактом) между Органом по сертификации и Заявителем.
12.4. Оплата работ по обеспечению функционирования Системы, расходы, связанные с управлением Системой, ведением банка данных, информационным обслуживанием Системы проводится в соответствии с документом, принятом в Системе.
XIII. Конфиденциальность информации
13.1. В Системе добровольной сертификации услуг (работ), СМК в области пожарной безопасности обеспечивается конфиденциальность
информации, полученной в ходе сертификации всеми участниками
Системы.
13.2. Под нарушением конфиденциальности информации пони
мается передача ее любым лицам или организациям, не занятым
в процессе сертификации.
13.3. Информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну заявителя, защищают способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.
XIV. Язык Системы
14.1. Документы, используемые в процессе сертификации,
оформляются на русском языке.
14.2. Сертификаты соответствия, выдаваемые в Системе, оформляются на русском языке.
XV. Применение знака соответствия
15.1. Описание знака соответствия изложено в «Положении о знаке соответствия Системы добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности. Форма, размеры и технические требования».
15.2. Знак соответствия может применяться держателем сертификата соответствия на основании разрешения, выданного Органом
по сертификации, в течение всего срока действия сертификата.
15.3. Решение о целесообразности применения знака соответствия принимает держатель сертификата соответствия. Знак соответствия может наноситься на официальные бланки, вывеску и использоваться в рекламных проспектах держателя сертификата.
приложение 1
приложение 2
приложение 3
приложение 4
приложение 5
приложение 6
приложение 7
приложение 8
Copyright © 2005 Оренбургпожтест. Все права защищены.